муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 36 имени Героя Советского Союза В.Г. Миловатского г. Волжского Волгоградской области" УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ СШ № 36 _____________Бухарина М.В. «___»___________2024г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН для обучающихся 4р класса на 2024 – 2025 учебный год город Волжский, Волгоградская область 2024 УЧЕБНЫЙ ПЛАН начального общего образования в рамках ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ МОУ СШ № 36, реализующего адаптированные образовательные программы для детей с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4., срок обучения 6 лет, пятый год обучения) Пояснительная записка Настоящая пояснительная записка включает: - Основные положения пояснительной записки к АООП НОО обучающихся с расстройством аутистического спектра; - разъяснения к обязательной части; - разъяснения к использованию части, формируемой участниками образовательных отношений. Учебный план МОУ СШ № 36 разработан на основании следующих документов: - Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ; - Приказа Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 года «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ»; - Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22.12.2015 № 4/15); - Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286 – 15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Учебный план АООП общего образования (вариант 8.4.) для обучающихся с РАС (далее – учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав и структуру образовательных областей, учебных предметов по годам обучения. Адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с РАС в варианте 8.4. может включать как один, так и несколько учебных планов. Специальная индивидуальная образовательная программа, разрабатываемая общеобразовательной организацией на основе АООП, включает индивидуальный учебный план (ИУП), который устанавливает предметные области, предметы и коррекционные курсы, соответствующие особым образовательным возможностям и потребностям конкретного обучающегося. Общий объём нагрузки, включенной в индивидуальные учебные планы, не может превышать объем, предусмотренный учебным планом АООП для обучающихся с РАС (вариант 8.4.). Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП для обучающихся с РАС определяет образовательная организация. Учебные планы обеспечивают в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации, а также возможность их изучения, и устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения. Примерный учебный план организации, реализующей адаптированную основную образовательную программу, включает две части: I – обязательная часть, включает: семь образовательных областей, представленных десятью учебными предметами; коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем-логопедом или учителем-дефектологом (включенные в максимально допустимую нагрузку обучающегося); II – часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает: коррекционные занятия, проводимые различными специалистами; внеурочные мероприятия. Ниже, в таблицах 1 и 2 представлены примерный годовой и недельный учебный планы для варианта 8.4. общего образования для обучающихся с РАС, рассчитанный на 6летний период обучения. Образовательны е области Классы Учебные предметы Обязательная часть и Язык и речевая Речи альтернативная практика коммуникация Математика Математические представления Окружающий Окружающий природный мир мир Количество часов в неделю Всего 1 доп 1 доп 1 2 3 4 3 3 3 3 2 2 16 2 2 2 2 2 2 12 2 2 2 2 2 2 12 3 1 3 1 3 1 3 1 3 2 2 3 2 2 18 4 8 Музыка и 2 движение Изобразительная 3 деятельность Физическая Адаптивная 2 культура физическая культура Труд (технология) Технологии Итого 18 Часть, формируемая участниками 3 2 2 2 2 2 12 3 3 3 2 2 16 2 2 2 2 3 12 18 3 18 3 2 20 3 3 23 - 3 23 - 8 120 12 21 Максимально допустимая недельная нагрузка Внеурочная деятельность 10 (коррекционные курсы): 21 21 23 23 23 132 10 10 10 10 10 60 2 2 2 2 2 2 12 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 12 12 12 12 Человек Домоводство Окружающий социальный мир Искусство образовательных отношений Эмоциональное и коммуникативноречевое развитие Сенсорное развитие Двигательное развитие Предметно-практические действия Коррекционно-развивающие занятия Всего к финансированию 31 31 31 33 33 33 192 С учетом образования обучающихся с РАС на основе СИОП, индивидуальная недельная нагрузка может варьироваться, так индивидуальные учебные планы отдельных обучающихся по варианту 8.4. АООП могут не включать отдельные предметы основной части примерного учебного плана, а для других обучающихся ИУП преимущественно состоит из учебных предметов первой части примерного учебного плана и дополняется отдельными коррекционными занятиями из второй части. Таким образом, использование ИУП позволяет формировать учебную нагрузку гибко, с учетом индивидуальных возможностей и образовательных потребностей ребенка, избегая перегрузки обучающихся. Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Учитель проводит урок для состава всего класса, или для группы учащихся, а также индивидуальную работу с обучающимся в соответствии с расписанием уроков. Урок длится, как правило, от 30 до 40 минут. В учебном плане устанавливается количество учебных часов по предметам обучения на единицу обучающихся. Единицей обучающихся считается: один ученик (индивидуальная работа), группа (2 – 3 обучающихся), класс (все обучающиеся класса). Равномерное распределение учебных часов по предметам для разных возрастных групп связана с необходимостью поэтапного повторения и закрепления формируемых учебных действий, отражает потребность в них «среднего» ученика. С учетом расширения знаний и формирующегося опыта к старшему школьному возрасту часы на ряд предметов практического содержания увеличиваются. Коррекционные занятия реализуются, как правило, в индивидуальной или групповой форме. Выбор дисциплин коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей развития обучающихся с РАС и на основании рекомендаций психологомедико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Продолжительность коррекционного занятия варьируется с учетом психофизического состояния ребенка от 30 до 40 минут. В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и внеурочная деятельность, которая направлена на развитие личности развитие личности обучающегося средствами физического, духовно-нравственного, эстетического, трудового воспитания, а также на расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с обществом. Организация внеурочной воспитательной работы является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП ОО определяет образовательная организация. Время, отведённое на внеурочную деятельность (внеклассную воспитательную работу), не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной общеобразовательной программы. Сроки освоения АООП НОО (вариант 8.4.) обучающимися с РАС, осложн енными умственной отсталостью, составляют 6 лет. Реализация АООП в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов учащихся и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, в том числе включающего в себя подготовку учащегося для индивидуальной трудовой деятельности. Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену. Продолжительность учебного года составляет 33 недели для обучающихся в возрасте от 7 до 9 лет (дополнительные первые и первый классы) и 34 недели для обучающихся остальных классов. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Для обучающихся устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. С учетом примерного учебного плана организация, реализующая адаптированную основную образовательную программу образования обучающихся вариант 8.4., составляет индивидуальный учебный план для каждого обучающегося, в котором определен индивидуальный набор учебных предметов из образовательных областей и коррекционных мероприятий с указанием объема учебной нагрузки. Различия в индивидуальных учебных планах объясняются разнообразием образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития обучающихся. В индивидуальных учебных планах детей с наиболее тяжелыми нарушениями развития, как правило, преобладают занятия коррекционной направленности, у детей с менее выраженными нарушениями развития больший объём учебной нагрузки распределится на образовательные области. Некоторые дети, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также лимитируется индивидуальным учебным планом и отражается в расписании занятий.